terrao (terrao) wrote,
terrao
terrao

Categories:

Катунские бомы.


Уникальные Катунские бомы. В Горном Алтае часто бывает, что узкая трасса идет между рекой и отвесной скалой, склоном горы; такие места называют бомами.
Слово "Бом" есть во многих языках и всегда означает преграду, опасность.
Катунский бомы это один из самых красивых и головокружительных участков Чуйского тракта. Из-за каменных стен не видно неба; внизу под практически вертикальным обрывом , на резких поворотах мелькает стремительная Катунь. Особенно впечатляют песчаные бомы: огромные складки песка, стоящие вертикально.
[more]
http://planetatain.ru/news/katunskie_bomy/2020-01-21-37316

Бом – это высокая отвесная скала, утес, обрывающийся к руслу реки или к
дороге. Бомы обычны на дорогах Горного Алтая, ранее же они были подчас
непреодолимым препятствием для путников. Особенно много эффектных бомов
расположено вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуи.

Если не сворачивать к кордону Кур-Кечу, а ехать дальше, то слож­но
представить, что Катунь течет в глубоком ущелье, сформированном ею в
террасе. По этой террасе мы сейчас и едем, Катунь же находит­ся в
восточной стороне, у скали­стых гор. На 682-м км она внезапно
открывается, оставленная нами еще в Усть-Семе. Над ней возвышается бом
Кур-Кечу («гибельная перепра­ва» или «старая переправа») - это огромные
отвесные скалы-утесы, нависающие над дорогой и рекой.

Череда бомов
тянется до села Малый Яломан. По обеим сторонам Катуни находятся два
огромных выступа, на которых видны следы приспо­соблений для переправы.
Чуйский тракт проходит здесь по узкой полочке выдолбленного в скалах
карниза. Заключенные 7-го отде­ления Сиблага вели работу по про­биванию
гор и неприступных скал для постройки трассы. За Кур-Кечу тракт проходит
вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. На 687-м км,
справа над дорогой, нависает песчаная стена — свидетель прошлых
геологических катаклизмов. У бома Айры-Таш (693 км) тракт входит в
каменные ворота - узкое ущелье, где может проехать лишь одна машина.
Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым
внизу бушует Катунь. Со всех сто­рон дорогу окружают пустынные скалы. На
692-м км находится устье реки Большой Яломан - левого при­тока Катуни.


Пожалуй, одним из
сложных участков этой трассы является бом Кор-Кечу, находящийся в 8 км
от села Купчегень.На данном участке Чуйского
тракта череда бомов тянется до села Малый Яломан, где трасса проходит по
узкой полочке выдолбленного в скалах карниза.

В приустьевой части реки Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки Яломанского городища-крепости, датируемого VIII–XI вв. Сегодня в этих местах можно разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.


Бом Иту-кая

За Кор-Кечу Чуйский тракт
проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. У бома
Айры-Таш тракт входит в каменные ворота – узкое ущелье. Вплоть до Малого
Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бушует
Катунь. Ранее у бома Кор-Кечу существовала канатная переправа.
Примечательны эти места и археологическими памятниками.


Бом Иту-кая В приустьевой
части р. Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки
Яломанского городища-крепости, датируемого 8-11 вв. И сегодня можно
разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания
построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых
городских центров алтайских тюрков.
http://putevoditel-altai.ru/load/1813-bomy-chuyskogo-trakta.html




Алтай-2016. День 3. Горноалтайские бомы. Малый Яломан. </h1>
Оставив позади перевал Чике-Таман, мы попадаем в подлинно горный край. Мы, конечно, и раньше гор видели немало к этому моменту, но теперь они находятся вплотную у трассы и даже нависают над ней, образуя бомы - отвесные скалы, прижимающиеся к дороге или руслу реки.



Раньше бомы были очень серьезной проблемой на пути караванов по Чуйскому тракту, для их преодоления приходилось прокладывать специальные и довольно опасные  даже не дороги, а по сути тропы...
Следы этих старых путей и сейчас можно обнаружить в большом количестве, стоит только уйти в сторону от дороги. Несколько фото нашел в инете для иллюстрации.
А иногда и уходить особо не надо, как это будет видно ниже уже по нашим фото.


Суровый нрав бомов и их порой неповторимый облик привели к тому, что многие из этих скал получили собственные имена.


Развитие взрывного дела и автомобильного транспорта тоже далеко не сразу сделало путь через бомы безопасным.
Довольно долго, на некоторых участках тракта почти до конца ХХ века, было вот так...
Хорошо видно, что разъехаться двум машинам практически невозможно, только в специальных карманах.


Некоторые экстремалы и сегодня не без успеха пробуют ездить теми путями в поисках адреналина и неповторимых пейзажей =)


Перед нами такой цели не стояло, поэтому мы спокойно едем по современной дороге =)
Справа, если не ошибаюсь, река Большая Ильгумень.








Километров через 10 после села Купчегень мы снова встречаем оставленную нами у Усть-Семы Катунь, а вместе с ее возвращением вдоль Чуйского тракта один за другим следуют знаменитые бомы.


Первый бом, мимо которого мы проезжаем, это бом Кур-Кечу ("гибельная переправа"). Когда-то в его окрестностях существовала канатная переправа через Катунь, отсюда и название.
Слева Катунь, справа отвесные скалы, когда едешь мимо, очень впечатляет.


Эти бомы и сегодня опасны, хотя и не так, как раньше. В инете можно найти новости о сорвавшихся и упавших на трассу кусках скал. Да и в целом камнепады тут не редкость.






Песчаный бом

Одно из самых живописных и запоминающихся мест Чуйского тракта. Проехать мимо и не остановиться просто невозможно =)


Вообще "Песчаный бом" - это неофициальное название. Можно встретить также "Песчаная стена".
Это, действительно, уникальное место Чуйского тракта - отвесная стена высотой до 20 метров из очень плотного песка. Настолько плотного, что из него то там, то сям торчат и не падают булыжники довольно больших размеров.




На самом деле песок осыпается, конечно же, но очень медленно. Осыпался бы еще медленнее, если бы не "автографы" альтернативно одаренных любителей самовыражения...


Возможностью наблюдать такое живописное место мы обязаны очень давнему и очень масштабному природному катаклизму, когда древнее море, существовавшее в районе Чуйской и Курайской степей прорвало горную плотину и пронесло свои воды, а вместе с ними и огромные массы песчаных отложений по руслу Катуни, оставив после себя многочисленные песчаные террасы вдоль русла реки.
Обычно эти террасы выглядят так, и мы не раз еще их увидим.


А здесь прокладывали дорогу, вот и получилась такая стена.


Кстати, это просто отличное место для небольшой фотосессии =)
С одной стороны - эффектная песчаная стена, с другой - живописная долина Катуни.








Если бы прокладывали дорогу по тому берегу, наверное, тоже бы песчаная стена получилось, но чуть пониже...


Едем дальше...


Красота!




Внезапно вот так: объявление о сплаве и объект, похожий на "Эм/Жо" =)


Ворота Айрыташ-Бом


Это проход в скалах, проделанный с помощью взрывных работ при строительстве современного Чуйского тракта. Еще в 1990-е годы здесь было очень узко, и проехать могла лишь одна машина. Сегодня - хорошая двухполосная дорога.


Вот как выглядит сверху (фото не моё).


А совсем до этого через скалы шла узкая извилистая вьючная тропа, которую и сегодня можно увидеть с южной стороны, и даже подняться по ней при желании. Фото, опять же, не мои. Когда ехали, я просто не знал, что там так легко увидеть тропу эту.




Едем дальше, наблюдая живописные катунские террасы...




Окрестности села Малый Яломан
Если честно, то во время остановки я не знал, что там вдали - село Малый Яломан =)
Мы просто справа от себя вдруг увидели какую-то на вид древнюю стенку и решили остановиться. Стихийная остановка в итоге вылилась в кучу фоток =)


Стенка оказалась частью фрагмента старого Чуйского тракта...




Оцениваю масштабы сооружения... Впечатляет!


Леха решил слазить на гору и сразу затерялся среди скал...


А на ванином фото с дороги так и я затерялся тоже))


Зато снимки с горы получились просто отличные...


Вдали у террас - село Малый Яломан (около 200 жителей). Место для села выбрано живописнейшее, Катунь здесь делает очень крутой поворот, чуть ли не на 180 градусов, сверху с горы смотрится очень эффектно.


В свое время село это славилось своими фруктовыми садами. В 1960-е годы здесь был разбит экспериментальный садоводческий участок, а уникальный микроклимат позволял в больших количествах выращивать яблоки, груши, сливы. Сейчас сад находится в запустении.


Зато живописные пейзажи никуда не делись...
У этой горы точно есть имя, я даже его находил в инете, а потом потерял...






При сильном приближении видны то ли старые тропы, то ли уже нынешние грунтовки...


Последнее фото на этом месте и едем дальше... В окно машины видно, что Ваня прокладывает дальнейший маршрут =)











https://nemologos.livejournal.com/233587.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments